Приветствую Вас Гость
Статьи | |||||
|

Ocrim.ru - Крым для отдыха
Статистика |
Архив записей |
Поиск |
03:11 Как поймать Единорога? | |
Осел этот отличался неуловимостью, полуметровым рогом на лбу и «веселенькой» расцветкой: туловище – белое, голова – темно-красная, глаза – синие, рог – белый у основания, черный посередине и малиновый у кончика. Сам Ктесий зверя, понятное дело, не видел, да и по утверждениям римских историков был «плохим натуралистом и хорошим лгуном». Тем не менее, отметим для себя и Индостан, и то, что, по словам Ктесия, рог обладал целительной силой. У Плиния Старшего единорог выглядит гораздо неприятнее и не в пример опаснее. Римский историк отмечает, что это «животное исключительно буйного нрава с телом коня, головой оленя, ногами слона, хвостом дикого кабана. Оно утробно мычит, и в середине лба у него – один черный рог в два локтя (около метра) длиной - говорят, что этого дикого зверя невозможно поймать живьем». В общем, носорог еще вполне узнаваем. Упоминается слово «единорог» и в Библии. Но тут есть маленькое «но»… Еврейское слово «re'em» дословно обозначает «дикий (лютый) зверь». А на роль рогатого буйного зверя, как считают ученые, здесь лучше подходит дикий бык тур, обладавший вздорным нравом, и впоследствии поголовно истребленный. Но первые переводчики Ветхого Завета в подобные тонкости не вдавались, и перевели «re'em» как «monoceros» (однорогий), введя таким образом единорога в библейскую историю. Однако настоящая трансформация образа нашего героя произошла в Средние века. Чудовище становилось все симпатичнее и изящнее, пока не превратилось в белоснежного гордого красавца с телом и головой коня, пушистой гривой, козлиной бородкой, винтообразным рогом во лбу, львиным хвостом и мохнатыми ногами с раздвоенными копытами. Р. М. Рильке:«Молитв, разбившихся о созерцанье:К нему шел вырвавшийся из преданьяБелесый зверь с глазами, как у ланиУкраденной, и полными тоски. В непринужденном равновесье ногМерцала белизна слоновой костиИ белый блеск, скользя по шерсти тек, А на зверином лбу, как на помосте, Сиял, как башня в лунном свете, рог...»Но даже у «облагороженного» единорога осталось многое от «предка»-носорога. Во-первых, целебный рог, обладающий способностью очищать воду и напитки от яда, возвращать мужскую силу и молодость, лечить эпилепсию, лихорадку и прочее-прочее-прочее. Неудивительно, что монаршие особы обязательно стремились обладать этой универсальной панацеей. И обладали! Чудесный рог имел в своей коллекции даже Иван Грозный. А Карл Смелый трапезничал с помощью вырезанной из такого рога ложки. Единорожье достоинство в те времена было буквально на вес золота. Правда, судя по описаниям, эти «рога» до боли напоминают спиралевидные бивни китов-нарвалов или клыки моржей. Вторая черта, доставшаяся единорогу в наследство – его свирепость и нелюдимость. В «Physiologus» так и сказано: «Единорог – быстроногий зверь, носящий один рог и питающий злую волю в отношении людей». Поймать его традиционными методами было практически невозможно. Но и у единорогов нашли слабое место«Physiologus Graecus»:«Как его ловят. Ставят перед ним девицу, и он прыгает на лоно девицы, и девица любовно его обнимает и уносит в королевский дворец».Неприкрытая фаллическая и очистительная символика рога выявила в единороге большого любителя непорочных дев. К греховному и нечистому он не приблизится ни за какие коврижки. Зато уловив «аромат» девственницы, он полностью теряет волю и разум. Подойдя к своей «приманке», он кладет голову на ее лоно и впадает в оцепенение. Тут его, как говорится, можно взять тепленького. Недаром в христианстве единорог стал символизировать чистоту и непорочность. А процесс приманки единорога и его последующей ловли был аллегорией непорочного зачатия Христа девой Марией. Гонорий Отенский в «Зерцале Таинств Церкви» писал: «Это животное представляет Христа, рог же – его непобедимую силу. Он, возлегший на лоно Девы, был пойман охотниками, – то есть обретен в человеческом образе возлюбившими его». В средневековых бестиариях часто писали: «Господь наш Иисус Христос, единорог духовный, снизошел в утробу Девы».Сюжет ловли единорога на девственниц подвергался и скабрезным интерпретациям. Так, знаменитый пошляк Рабле изобразил единорогов с обвисшими и мягкими рогами, принимающими форму только при виде девушки. Т.Х. Уайт «Король былого и грядущего»:«В книге была картинка, на которой не весьма достоверного вида девственница, держа одной рукой бедного зверя за рог, другой подзывала каких-то копейщиков. Написанная на ее физиономии неискренность уравновешивалась глупой уверенностью, с какой единорог взирал на девицу».Шутка:«Сегодня нужен единорог, чтобы поймать девственницу, а не наоборот».Особую популярность единорог приобретает в XV веке. Его образ часто используют в геральдике. Так, английская королева-девственница Елизавета I выбрала его в качестве красноречивой эмблемы. А сменивший ее в 1603 г. Яков VI, первый английский король из шотландской династии Стюартов, поместил единорога на королевский герб, вытеснив валлийского дракона. Отныне борьба между шотландскими и английскими династиями часто изображалась как символическая битва единорога и льва (символа Англии). Англия победила, и на гербе Великобритании мы можем сейчас видеть этих двух соперников в качестве держателей щита (вот только шотландский единорог изображен прикованным цепью).Российская геральдика также не чуждалась единорога. Мало того, на печати Ивана Грозного этот зверь соседствовал с двухглавым орлом. Орлу впоследствии повезло больше… Было изображение единорога и на гербе графа Шувалова. А так как Шувалов был генералом-фельдцейхмейхстером артиллерии, то на введенных им в 1757 году орудиях (некотором подобии гаубиц) был выбит сей гербовый зверь. Так «единороги» появились в русской армии. Вера в единорога продержалась довольно долго. Правда, уже в XIII веке венецианский купец Марко Поло утверждал, что видел единорогов на Суматре, но они на самом деле не белые и пушистые, а черные, любят валяться в грязи и девственницу к себе вряд ли подпустят. Но разрушить «светлый образ» ему не удалось. И до конца XVII века в аптеках Европы можно было приобрести порошок из рога чудесного существа. Точку в споре о реальности единорога поставил в 1827 году известный натуралист Жорж Кювье. Он убедительно доказал общественности, что у парнокопытных лобные кости разделены, поэтому меньше двух рогов у них просто не может быть. Единорог окончательно вернулся в легенду. Тем не менее его популярность в ХХ веке вновь начала расти, во многом благодаря литературному жанру – фэнтези – таким своеобразным сказкам для взрослых. В них единорог окончательно превратился в невыразимо прекрасное таинственное существо, неизменно выступающее на стороне светлых, добрых, созидательных сил. И вспоминать о носороге здесь, я думаю, уже излишне. У. Эко «Имя розы»:«Мне бы, признаться, хотелось повстречать единорога, пробираясь сквозь густой лес. Иначе какое удовольствие пробираться сквозь густой лес?…»«...Нам не дано определять границы божественного могущества, и если Богом будет суждено, значит, появятся и единороги. Но ты не расстраивайся. Они ведь описаны только в тех книгах, которые повествуют не о жизни существующей, а о жизни вероятной. …Остается надежда, что вероятное существует. И любовь к тому, кто благоговейно верил, что вероятное должно существовать.» | |
|
» Какие растения опасны для кошек? |
» Как помочь птицам пережить холода? Рацион кормления |
» Где можно отдохнуть в Москве? Морской Аквариум – Океанариум |
» Как содержать экзотическое животное в домашних условиях? Эублефар. Часть 1 |
» Что едят хомяки? |
Всего комментариев: 0 | |